Последние язычники России
Олег Пономарёв побывал на молении марийцев, где увидел, как происходит жертвоприношение, и услышал, о чём просят богов последние представители дохристианской религии в России.
Мы выдвигаемся в начале седьмого утра. Вокруг бескрайнее поле, горизонт растворяется в густом тумане. Свернув с шоссе, мы пристраиваемся в хвост вереницы автомобилей. Можно не сомневаться в том, что пункт назначения у всех один: главное для любого марийца место, священная роща Саваран-ото, где сегодня будет проходить самое крупное в году Всемарийское моление.
Марийцы относятся к финно-угорской группе, их численность составляет около 600 тысяч человек. Большинство проживает в республике Марий Эл: в западной части — горные мари, в восточной — луговые. Несмотря на то, что марийцы тесно сожительствуют с другими народностями — русскими, татарами, удмуртами — им удалось сохранить свою самобытную культуру. При этом наряду с традиционной марийской верой в республике также исповедуют христианство и ислам. Даже внутри одной семьи разные её поколения могут придерживаться разных религиозных взглядов.
В основе марийской веры — единение с природой, понимание того, что от природы нельзя брать больше, чем она даёт. Например, по их традициям, в святых местах запрещено рубить деревья, даже высохшие. Жители деревни дождутся, пока дерево само упадёт, возьмут его на руки и отнесут в лес, чтобы оно, сгнив, ушло в землю к богам.
У марийцев нет священных книг. Все знания о праздниках, правилах проведения молений они передают из уст в уста — от отца к сыну или от карта к его ученику. Один из праздников — Шорыкйол (Неделя овечьей ноги). Это неделя с первой пятницы нового года. Суть Шорыкйол в следующем: после лета световой день становится короче, ночь длиннее — это нужно, чтобы земля отдыхала, чтобы люди меньше по ней ходили. А с первой недели нового года день начинает прибывать — так земля даёт понять, что она вновь полна сил.
Однако главными днями в году являются дни молений. В зависимости от масштаба моления на нём может присутствовать от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.
Несмотря на ранний час, подготовка к молению в роще Саваран-ото идёт полным ходом. Одни выгружают из кузовов котлы, другие обустраивают вход в рощу, натягивая на заранее вкопанные столбы широкую белую ленту с марийским узором, мимо проходят женщины с огромными пакетами, из которых с любопытством выглядывают гуси.
Перед аркой все верующие на секунду задерживаются, произносят короткую молитву и с поклоном проходят этот портал, переносящий их в место, где им предстоит просить у богов благополучия и приносить им в дар жертвенных животных.
Роща заполняется людьми. В ближайшие 11-12 часов предстоит много работы: нужно наколоть дров, вскипятить воду в огромных котлах, где будет готовиться трапеза, заколоть и разделать животных. За всё отвечают карты — это те самые старейшины, которые будут проводить моление. Они знают все тонкости церемонии.
Верующие распределяются между пятью жертвенными кострами, у каждого из которых молятся разным богам. У одного просят здоровья и хорошего урожая, у другого замаливают грехи предков, молятся за мир, рождение детей, чистоту рек, здоровье скота.
Самое большое скопление у двух костров. У одного собираются молиться всевышнему богу марийского народа Тунг Ош Кугу Юмо. Моление будет проводить верховный карт республики Марий Эл. У второго костра молятся Матери Божьей, у которой принято просить «здоровья и процветания всем, рожденным в земном мире».
Возле каждого костра располагаются огромные столы, на которые каждый верующий должен принести какую-нибудь трапезу. Очень скоро они будут заполнены свежим хлебом, блинами, лепешками и квасом. На стопки блинов марийцы кладут специальные пирамидки из творога, символизирующие направление энергии к небу.
Карты начинают проводить ритуал, после которого можно будет принести в жертву животных. Произнося молитву, карт обливает голову и спину гуся родниковой водой, затем медленно отходит. Буквально через пару минут гусь вытягивается во весь рост и начинает бить крыльями — это означает, что боги готовы принять жертву. Марийцы выстраиваются в длинную очередь к помощнику карта, который будет закалывать животных. После того как животные разделаны, их распределяют по разным котлам (для разных богов) и оставляют вариться.
Бараньи шкуры и потроха сжигают сразу, рога — позже, под молитву. Кровь сливают в отдельный таз, из неё готовят котлеты, которые затем добавляют в бульон. Готовность определяется только по запаху — пробовать до окончания молитвы ничего нельзя. Процесс готовки — сложный ритуал, готовясь к которому, молодые карты обычно консультируются со старшими.
Подошла очередь самой ответственной части. Карты начинают читать молитву, аккомпанементом служит «голос железа» — символические удары топора о клинок ножа. Роща начинает напоминать храм, в котором роль стен выполняют липы и берёзы. По их стволам молитва уходит в небо. Верующие опускаются на колени.
Затем начинается трапеза. Марийцы выстраиваются в очередь за бульоном, кашей и теми самыми блинами и лепёшками, которые они берут из рук картов. Теперь они небольшими группами распределяются по роще, садятся на заготовленные лапники и трапезничают.
Остается только убраться в роще, чтобы природа знала, что люди пришли сюда с благими помыслами: перья птиц и шкуры животных сжигают, рощу убирают граблями.
В завершение карты проводят обряд закрытия рощи и покидают её последними. После этого сюда можно будет зайти только на следующем молении.
Олег Пономарёв.